День добрый!
Февраль - самый короткий месяц в году, возможно поэтому новостей не так много. Довольно много сейчас проходит покерных оффлайн-турниров, практически каждую неделю начинается очередная "серия" или "тур", часто организуемые румом Poker Stars, но интереса у публики к таким событиям, как мне кажется, всё меньше. Тем более что наши игроки уже довольно давно успехов не добивались.
Пользуясь случаем также поздравляю большую часть подписчиков с прошедшим 23 февраля, а прекраснейшую часть - с наступающим 8 марта!
На протяжении более чем 70 рассылок я рассказывал о правилах и оптимальных стратегиях различных игр. Начиналось всё с популярных казиношных игр, затем пошли игры более редкие, плюс правила игр покерных, но к данному моменту, как мне кажется, всё что можно на этом поприще уже сделано. Я рассказал о свежепоявившихся играх, довольно редких, и даже о различных видов слотов, хотя тут особо и говорить нечего. В общем, тема исчерпала себя и пришла пора немного изменить угол зрения. Я по-прежнему буду говорить о различных играх, но теперь с точки зрения математики. Раздел я переименовал соответствующим образом. Начнём, пожалуй, с игры, благодаря которой в общем-то и появилась теория вероятности и сама математика игр. Речь пойдёт об одной из древнейших азартных игр - костях (крэпс).
В этой игре используется два кубика, на каждом числа от одного до шести и вероятность выпадения каждого числа - 1/6. Соответственно, когда кидаются два кубика могут выпасть комбинации от 1-1 до 6-6, дающие в сумме от 2 до 12 очков. По большому счёту, вся математика игры заключается в определении вероятности выпадения различных комбинаций и сумм очков. Давайте начнём с простого - определим вероятность выпадения двух одинаковых чисел (1-1, 2-2 и т.д. до 6-6), например, 1-1. Вероятность выпадения первой единицы - 1/6, второй - тоже 1/6, результаты выпадения двух кубиков независимо, поэтому вероятность обоих событий равна 1/6*1/6=1/36. Изменится ли что-то, если посчитать вероятность выпадения двух разных кубиков, например, 1-2? Да, изменится. Представьте, что у вас один кубик красный, другой - синий. Вероятность выпадения 1 на красном и 2 на синем равно 1/6*1/6=1/36. Но 1-2 может выпасть и другим образом - 2 на красном и 1 на синем, вероятность этого те же 1/36. Но нам не принципиально, на каком из кубиков выпадет 1, а на каком 2. Соответственно, мы должны сложить вероятность двух событий и получим, что 1-2 (или 2-1, что для нас одно и то же, так как в игре кубики одинаковые) выпадет с вероятностью 1/36+1/36=2/36=1/18. 2 очка можно выкинуть только как 1-1, вероятность этого выпадения этой суммы будет 1/36, аналогично 3 очка это только 1-2 и вероятность выпадения 2/36. А вот 4 очка можно выкинуть двумя способами: 1-3 или 2-2, вероятность набрать 4 очка будет равна 2/36+1/36=3/36=1/12. Аналогично 5 очков это 1-4 или 2-3 с вероятностью 4/36=1/9. 6 очков - 1-5, 2-4 или 3-3 с вероятностью 5/36. 7 очков - 1-6, 2-5, 3-4 и вероятность 6/36=1/6 - это самая большая вероятность, поэтому 7 и является центральной суммой в правилах игры. 8 очков - 2-6, 3-5,4-4 вновь 5/36 как и у 6 очков. Вообще вероятность симметричны относительно 7 очков: 9 как 5 - 4/36, 10 как и 4 - 3/36, 11 как и 3 - 2/36 и 12 как и 2 - 1/36. Если сложить вероятность выпадения каждого из чисел, то получим (1/36+2/36+3/36+4/36+5/36)*2+6/36=1, то есть вероятность равна 100%, как и должны быть, ведь здесь учтены все возможные комбинации.
Ну а дальше можно легко посчитать матожидание различных ставок. Находите вероятность события и сравниваете его с выплатами. Ставок в крэпсе много, все их рассматривать долго, возьмём для примера ставку на любую 7, если у вас выпадет семёрка вы получаете выплаты 4 к 1. Как мы знаем, вероятность выбросить 7 очков равна 1/6. Соответственно, в пяти случаях из шести вы проиграете, теряя каждый раз по 1 ставке. В одном случае из шести вы выиграете, получив за это 4 ставки (также вернётся ваша). Общий результат игры: поставлено 6 ставок, проиграно 5 ставок, выиграно 4 ставки. Итого матожидание ставки (4-5)/6=-1/6=-16,6%, в общем это - самая невыгодная ставка в костях. Давайте ещё глянем на ставку Place 6. Ставка выигрывает, если указанная сумма (т.е. 6) выпадет раньше, чем 7. В этом случае выигрыш выплачивается как 7 к 6. Опять же, вероятность выпадения 6 - 5/36, а 7 - 6/36. Для удобства возьмём дистанцию в 36 бросков - в пяти случаях вы выиграете и получите 7/6 ставки, а в 6 случаях проиграете свою ставку, всего ваша ставка сыграет 11 раз. Итого матожидание ставки: (5*7/6-6)/11=-1,5% - одна из самых "доходных", после ставок на Odds, Come. Как видите, математика примитивная, зато даёт неплохое представление об игре и ваших шансах в ней.
В прошлой рассылке я сообщал о появлении нового формата игра на Full Tilt - Rush-покер, а сейчас предлагаю вам небольшие мысли по стратегии игры в Раше. Кстати, своё мнение высказывает также CashDroid в блоге.
Для начала напомню специфику игры. В лобби раздела Rush-poker вы увидите лишь один стол, скажем NL10 на 9 человек без анте, но за ним будет показано порядка 1000 игроков (которые на самом деле распределены на сотню столов). Когда вы вступаете в игру, то вас сажают за один из столов, сразу же на большой блайнд, ждать его не надо. Игра идёт как обычно, но как только вы нажали кнопку "фолд", вы сразу же пересаживаетесь за новый стол с совершенно новыми оппонентами из той самой тысячи участников. Даже более того, есть кнопка "quick fold" (быстрый фолд), нажав на которую, вы окажетесь за новым столом даже до того, как до вас дойдёт ход, на предыдущем столе программа сама сбросит за вас в нужный момент. Надеюсь, понятно - игра идёт как обычно, но как только вы из игры вышли, вы оказываетесь за новым столом, где сразу же начинается игра. Кстати, позиция у вас при этом выбирается случайно и только большой блайнд отдаётся тому, кто на нём не был дольше других.
И итоге здорово изменяется темп игры. В лобби показывается среднее количество рук в час порядка 200-250, у многих игроков скорость возрастает в 3-4 раза. В целом это хорошо для плюсовых игроков - больше играется рук, значит больше доход в час. Правда, есть проблема - каждый раз у вас новые оппоненты, и следить за противниками очень сложно, так как их не пять или восемь, а тысяча. Но кроме каких-то внешних отличий изменяется и манера игры. Что же происходит? Как видите, игры в основном представлены низколимитные, где много не очень хороших игроков. Что важно для "рекреационного", непрофессионального игрока? Экшен, активность, действия. Такой игрок не любит ждать, он хочет быть в игре. В обычном кэше после фолда он вынужден сидеть и смотреть на чужой розыгрыш, что "рыбе" не по душе. Поэтому-то "рыба" и играет лузово - чтобы больше быть в игре. В Rush Pokerе эта проблема не стоит - сбросился, и через пару секунд у тебя вновь карты на руках. Такая ситуация заставляет бывших лузовых игроков играть тайтово, всё-таки они обычно понимают, что игра с хорошими картами более выгодна. И действительно, как показывают наблюдения, количество игроков на флопе в Rushе уменьшается на 5-10%, что довольно существенно (хотя это и не гарантирует, что вы не увидите игроков с 85о). Соответственно, хороший игрок должен модифицировать свою стратегию, чтобы максимизировать прибыль.
Помните одну из основных стратегических мыслей покера: "Играй не так, как остальные!"? То есть если противники начинают играть тайтовее, вам следует играть более лузово! Правда, не всегда. Вам стоит чаще воровать блайнды из поздней позиции, если до вас в игру никто не вошёл. Некоторые говорят в пользу префлоп-рейза с any two (любыми двумя картами), но подобное действие должно быть оппоненто-зависимым, о чём мы ещё поговорим чуть дальше. Второй совет в общем-то проистекает из первого. Если игроки дают рейз из поздней позиции с очень широким набором карт, то блайнды, понимающие это, могут эффективно защищаться, давая 3-бет. Опять же, у блайнда не обязательно должны быть очень сильные карты, достаточно каких-нибудь топ-30%. Понимая, что его карта недостаточно хороша, агрессор из поздней позиции должен сброситься на ререйз. В общем, среди профессионалов сейчас идёт борьба и попытка установить оптимальные условия для рейза и ререйза, пока очень агрессивная игра работает, но не исключено, что рост 3-бетов с блайндов приведёт к уменьшению попыток воровства блайндов. В остальном ваша игра должна быть достаточно солидной, тайтовой и агрессивной. На самом деле постфлоп игра радикальных перемен пока не претерпела. Слабые игроки также могут тянуть вторую пару или пытаться прикупить дырявый стрит-дро. Так что качественная игра постфлоп по-прежнему должна приносить основные деньги. Кстати, предостерегу вас от тильта - игра идёт быстро, переехать могут гораздо больше раз за единицу времени, так что следите за собой и не скатитесь сами в фишовую игру.
Отдельно скажу про информацию по оппонентам. Как только игра появилась, послышались мнения, что следить за противниками нереально и бессмысленно. Как следствие рекомендовали играть АВС-покер (простой и самый базовый), как против "сферического игрока в вакууме". Но за прошедший месяц ситуация успела измениться. Как оказалось, даже руки, где вы сбросились префлоп, полностью записываются в историю. Соответственно и PokerTracker, и Holdem Manager довольно быстро выпустили апдейты, позволяющие и импортировать руки с Rush-столов, и выводить статистику по оппонентам на экран. Конечно, на NL10 при 1000+ оппонентах одновременно базу собирать долго, но уже на NL100 оппонентов в несколько раз меньше, тем более профи играют 2-4 стола одновременно, так что реально игроков меньше, чем показывает лобби. Если вы будете играть сами два стола, то при 250 руках в час и 250 оппонентах вы за сессию в три часа наберёте под сотню рук на регуляра-мультитейблера за полным столом! Не стоит отказываться и от заметок на игроков, можно отмечать как полную рыбу, так и нетипичных, хитрых игроков. Как мы уже выяснили, информация о серьёзных проблемах со слежением за оппонентами несколько преувеличена. Профессиональные игроки уже вовсю используют софт, так что если вы имеете по ним информацию, то точно также и они о вас. Соответственно, примитивная АВС-игра уже не так хороша. Стоит быть осторожнее с воровством блайндов и широким диапазоном 3-бета - при наличии статистики вас могут за это наказать. Вам лучше варьировать свою игру - то чуть потайтовее, то полузовее.
Сегодня скажу несколько слов о казино Betway Casino (Микрогейминг), которое объявил "Казино месяца". Казино это принадлежит довольно крупному онлайн букмекеру (как можно догадаться и по названию), у которого также есть и покер. Что приятно для россиян - полная русификация сайта, софта и поддержки, плюс принимают Вебмани - это не столь часто пока встретишь у казино с софтом Микрогейминга. Мне там дали специальный бездепозит, чтобы я мог попробовать игры, что я и сделал (а стандартный бонус до $250 на первый депозит плюс бонусы на 2-3й депозиты). Начал как обычно с блэкджека (сейчас у Микро уже более 40 вариантов этой игры!), в процессе игры падал почти до нуля, уже думал, что всё, но потом пошла выигрышная серия и отыгрался, выйдя даже в небольшой плюс. Потом попробовал широко рекламируемые слоты Hellboy (по одноимённому фильму) и Wheel of Whealth (многопользовательский слот). Мне они не очень понравились - выигрыши выпадали редко и небольшие. Видимо, основные деньги должны идти от бонусных игр, но мне такие не попались, так что я проигрался. Потом попробовал ещё пару новых слотов - Olympic Gold и Robot Butler. Эти понравились больше: дисперсия меньше, периодически выходил в плюс, а не только шёл вниз. Но в итоге совместными усилиями слотов и менее удачной сессии в блэджек я проиграл большую часть денег. Хотя, конечно, серьёзно я к бонусным деньгам не относился, выигрывать на них не собирался - это только для проверки. В целом казино оставило благоприятное впечатление - качественный Микрогейминг с нормальными условиями для россиян. Также благоприятное ощущение осталось от общения с русскоязычным менеджером партнёрских программ, надеюсь, поддержка для игроков работает не хуже!
Открылось видео казино с загадочным названием WnxWn Casino, которое даёт $20 без депозита
Новое казино Casino LaVida с софтом Микрогейминг предлагает бонус 111% до $111, плюс бонусы на 2й и 3й депозиты.
Награды International Gaming Award нашли героев: лучшее казино 2010 у Ladbrokes (Микрогейминг), лучший софт - Плейтек, лучший покер-рум - PKR.
Журнал CardPlayer объявил Виталия Лункина европейским игроком года, наши поздравления!
Федерация спортивного покера России закрыта по требованию прокуратуры :(. В то же время ходят слухи о планах по признанию покера игрой мастерства и включению его в список интеллектуальных игр на мировом уровне.
Домен poker.org был продан за $1 млн. - рекорд для доменов в зоне .org.
На Full Tilt закончился FTOPS XV наши выше второго места не поднимались, а 10го марта начинается MiniFTOPS, так что желающие ещё могут поучаствовать. Там же до 14 марта даётся бонус $50.
На PokerStars была сыграна 40-миллиардная раздача, участники этой раздачи (а также четырёхсот и каждой миллионной до круглой цифры) получили денежные призы.
Добавлены очередные покерные статьи (стратегия Rush-покера, утечки в безлимите).